dixit1988 | Дата: Суббота, 29.09.2012, 14:34 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 74
Статус: Offline
|
Уважаемые танкисты ! Сегодня танкопедия поведает Вам о танке СА-1 образца первой мировой войны, называемый французским танком "Шнейдер"
Танк, с известным названием - "Шнейдер" ("Schneider"), был создан концерном "Шнейдер-Ле Крезо" и получил индекс СА-1 (char d'assaut-1 - "штурмовой танк первой модели"). Вначале Брийе, в целях эксперимента, перестроил трактор "Бэби" в бронированную машину. Комиссией военного министерства машина была сочтена довольно надежной, однако, отмечена ее малая проходимость.
В Венсене 21.02.1916 года было испытано удлиненное шасси гусеничного трактора, Брийе, отказавшись от непосредственного применения коммерческого шасси "Холт", использовал элементы его ходовой части с блокированной пружинной подвеской, с пружинным подрессориванием, что позволило несколько поднять скорость и повысить комфортность условий работы экипажа.
Формировать танковые части и заниматься подготовкой экипажей начали, не дожидаясь постройки первых экземпляров танков. В середине августа 1916 года в центр начальной подготовки в районе форта Марли-ле-Руа стали прибывать первые курсанты. 8 сентября 1916 г. первый танк "Шнейдер" был готов, но выполнение заказа затянулось. Взвинтив темп создания танков, французы затратили на полгода меньше, чем англичане, от момента выдачи заводам заказа до их применения. В спешке брали первые, лежащие на поверхности решения. Будучи вполне информированными, они игнорировали опыт англичан, отвергавших тракторную базу, и выполнили разработки на основе трактора "Холт", совершенно непригодного для преодоления изрытых воронками и окопами передовых позиций. Правда, защищенность гусеничных лент на французских танках была выше, чем у британских.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ТАНКА СА-1
Из истории создания танков Франции первой мировой войны Ж.Б. Этьен У истоков французского танкостроения стоял полковник (позже-генерал) Ж.Б. Этьен. Как и англичанин Суинтон, он обратил внимание на высокую проходимость американских тракторов "Холт", в связи с чем появилась идея создать на его базе боевую гусеничную машину. 1 декабря 1915 года Этьен обратился с письмом к главнокомандующему французских войск генералу Ж. Жоффру, в котором аргументированно доказал целесообразность строительства "сухопутных броненосцев". 12 декабря полковник Этьен был принят в генеральном штабе французской армии главнокомандующим Ж. Жоффром и, получив его поддержку.
За содействием и технической помощью полковник Этьен обратился к известному конструктору и владельцу крупной автомобилестроительной фирмы Луи Рено, который отказался участвовать в проекте создания танка, сославшись на отсутствие опыта.
КОМПАНИЯ «SCHNEIDER & CO»
Фирма "Шнейдер" - один из крупнейших производителей вооружения - выполняла раньше работы по бронированию трактора "Холт", и 20 декабря 1915 года Этьен предложил главному конструктору фирмы Э. Брийе взяться за создание новой бронированной машины. К 22 декабря Брийе подготовил вполне законченный проект боевой машины, а фирма "Шнейдер-Крезо" взяла на себя обязательство реализовать разработку. После этого дело перешло в ведение государственного вице-секретариата артиллерии и управления автомобильной службы. С этого момента Этьен на некоторое время фактически оказался отстраненным от участия в работе.
Компания «Schneider & Co» была ведущим производителем оружия во Франции. Получив заказ на разработку САУ, в январе 1915 года компания отправила главного конструктора, Эжена Брилье, исследовать гусеничные тракторы от американской кампании Холта, в то время, участвующих в программе испытаний в Англии. По возвращении Брилье, который ранее принимал участие в разработке бронированных автомобилей для Испании, убедил руководство компании начать исследования по развитию Tracteur blindé et armé (бронированного и вооруженного трактора), на базе шасси Baby Holt.
Испытания тракторов Холта начались в мае 1915 г. на заводе Schneider с 75-сильным двигателем — на колесной модели и 45-сильным — на гусеницах Baby Holt, показав превосходство последнего варианта. 16 июня изделие показано Президенту Республики Раймону Пуанкаре, после чего заказано 10 бронированных гусеничных машин для дальнейших опытов. В июле 1915 программа Шнайдера была объединена с проектом бронированного резака колючей проволоки инженера Жюлем-Луи Бретона, машиной Breton-Prétot. Десять из пятнадцати машин были оборудованы кусачками.
ИСПЫТАНИЯ ТАНКА
9 декабря 1915 на испытаниях в Суене опытный образец бронированного танка на шасси Baby Holt был продемонстрирован представителям французской армии. Среди зрителей был генерал Филипп Петен и Полковник Жан-Батист Эжен Эстиенн (1860—1936), артиллерист и инженер. Результаты танка опытного образца были превосходны, показывая замечательную подвижность в затрудненном ландшафте прежнего поля битвы Суена. Длина Baby Holt однако, была недостаточна для преодоления немецких траншей, что потребовало создания более длинных гусениц для французского проекта танка.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ТАНК ШНЕЙДЕР
Современным взглядом танк едва узнаваем как таковой. У него отсутствует башня, и не очень мощное главное орудие — 75 мм Блокхаус Шнайдер, которое располагалось в в верхней части лобовой детали. Два 8-миллиметровых пулемета Гочкиса служат дополнением к основному оружию. Другая неуклюжая особенность — выступ лобовой детали корпуса, который был разработан для смятия колючей проволоки, что иногда приводило к опрокидыванию танка. Боевое отделение из шести человек было слишком тесным. Двигатель в 60 л.с. (на 45 кВт). Максимальная скорость составляла только 8 км/ч. Все это было защищено 11-мм бронелистом.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА CA-1
Поскольку заказы были более крупными, французы отстали от британцев — им потребовалось больше времени, чтобы построить более крупные фабрики. Первое применение танков — 16 апреля 1917 в Берри о-Бэке во время позорного Наступления Нивеля. Их первое наступление было сорвано заградительным огнем немецкой артиллерии. В 1918 эти устаревшие танки постепенно заменялись новым Renault FT-17. Производство завершено в августе 1918, всего построено 400 танков, включая опытные образцы. По крайней мере один Шнайдер был поставлен в Италию, которая после испытаний отменила план постройки 1500 Шнейдеров.
Куда дели Шнейдер после войны?
После войны танки были использованы как танковые тягачи и ремонтно-эвакуационные машины. Шесть были проданы Испании в 1922, с 1923 до 1926 использовались в Марокко, уцелевшие 4 танка позднее приняли участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Единственный исправный танк помещен в музей в Сомюре. Он хранился в Абердинском Музее Артиллерии Испытательного полигона в Мэриленде, США и позже пожертвован Франции для восстановления.
|
|
| |